Детство, опалённое войной.
(Кубанская
Хатынь)
Цель:
·
Воспитание у учащихся
чувства глубокого уважения и благодарности к подвигу участников Великой Отечественной войны
1941 – 1945 гг.;
·
Сохранение
народной памяти о простых людях, победивших фашизм;
·
Формирование
милосердия, сострадания к беде другого человека;
·
Знакомство со стихами
и песнями, воспевающими мужество,
стойкость и героизм русского солдата;
·
Знакомство с
документальными фактами о судьбах детей
на войне.
Форма проведения:
литературно – историческая композиция.
Оборудование: большой
экран, мультимедийный проектор, ноутбук с программным обеспечением Windows XP.
Оформление: выставка «Священная война», мультимедийная
презентация слайдов, плакаты, фрагмент
из кинофильма «Свидетель обвинения».
Ход мероприятия:
Ведущий: Ребята! Мы предлагаем
вашему вниманию литературно – историческую композицию «Детство, опаленное
войной».
Она посвящена тем людям, чьё детство совпало с тяжелыми годами Великой
Отечественной войны, тем, кому на себе пришлось испытать страшные зверства
фашизма. Сегодня у нас в гостях наши односельчане – дети военных лет.
Представление гостей.
Девушка:
Мужеством исполнены страницы нашей Родины.
Юноша:
И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война 1941 -
1945 годов.
Девушка:
Эта война самая народная и поистине самая священная из всех войн на Земле,
навсегда останется великим уроком человеческого мужества.
Юноша:
Еще живут на свете люди, преподавшие этот урок всему человечеству.
Девушка:
Вам, кто видел ту войну...
Юноша:
Вам, кто выжил в ту войну…
Девушка:
Вам, кому 64 года назад не было и 16 – ти…
Юноша:
Вам, чье детство черной краской опалила война..
Вместе:
Посвящается!
Утро 22 июня 1941 года - еще спокойно жила каждая семья. И вдруг пришла война. Вражеской пулей
оборвана жизнь отцов, матерей, детей. Особо в память врезались лица убитых
детей. Запомните это навсегда!
Слайд
6.
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа?
У любой матери?
У любого отца?
А кто подсчитает, сколько детей убивает война?
Ребёнок, прошедший через ужас войны, ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? А
таких были тысячи. Что помнят они? Что могут рассказать? Что могли понять,
увидеть, запомнить дети? Многое!
Чтец:
Припомню – и горлу становиться душно,
Припомню – и сердце в груди замирает;
Гудящим пожаром, тревогой воздушной –
Так в памяти детство мое вырастает.
О детство, ты досыта горя хлебнуло!
В родимых аулах, в украинских хатах
Тебя засекали фашистские дула,
Тебя разрывали чужие гранаты.
Всё было…
И нынешним годом в наследство
Мне память приносит, ничуть не линяя,
Все раны и боли военного детства…
Я раненным детством войну проклинаю!
Раиса
Ахматова «Я войну проклинаю»
Юноша:
Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето
обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы
на лугах… Ласково плескались волны в реках и в Чёрном море, на берегах которых
расположились весёлые и шумные пионерские лагеря.
Зрели
яблоки, спали дети.
(
начинает громко звучать фонограмма тиканье
часов).
Время
отбивало последние минуты мирной жизни.
Цветок
в росинках весь к цветку приник
И
пограничник протянул к ним руки,
А
немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали
в танки, закрывая люки.
Такою
все дышало тишиной,
Что
вся земля спала казалось.
Кто
знал, что между миром и войной
Каких-то
пять минут осталось.
С.Щипачев
Детский
хор: песня «О парне»
Девушка:
Дети и война. Нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете.
Юноша:
Ребенок, прошедший через ужас войны, - ребенок ли? Кто возвратит ему детство?
Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Что могут рассказать?
Дети,
стоящие в глубине сцены, поворачиваются лицом к залу, делают шаг вперед.
Дети
(вместе): Многое!
Девочка: Я помню, как выла зловеще сирена, рвались
снаряды, падали бомбы, и мне было страшно. А папа сказал: «Родные, я ухожу на
фронт!». Мы с мамой горько плакали.
Мальчик:
Кто
сумел – уехали,
Как
мать говорит, в чем есть.
Не
помню я, что ели мы,
А
помню: хотелось есть.
Девочка:
Просили,
плача: «Мама, хлеба!»
А
мама плакала в ответ.
И
смерть обрушивалась с неба,
Раскалывая
белый свет.
Мальчик:
Хлебнули
мы с детства вот как
Горя,
слез и работы:
В
три – холод,
В
семь – голод,
А
в восемь – сироты!
Мы
в десять – за плугом топали,
В
пятнадцать – были в ремесленном,
В
семнадцать - первые токари.
Девочка:
Мне было 13, жизнь только начиналась. И вдруг
- война! Я испытала и страх, и ужас, что не передать словами. В плену
прошла моя юность.
Мальчик:
Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы
всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.
Мальчик:
Я
из детства ушел не как все,
А
шагнул чрез пламя взрыва…
В
молодом серебристом овсе
Мина
мягкую землю вырыла.
Все:
Ушло
наше детство. Исчезло. Пропало.
Давно
это было, давно.
А
может, и вовсе его не бывало,
А
только приснилось оно?
Юноша:
Что такое фашизм? Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают и
бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.
Чтец:
Выбежала девочка из дома,
Маленькая, в мамином платке,
Старенькие валенки знакомо
Весело блестели вдалеке.
Топала по тропке возле дома,
Щёчки на морозе расцвели…
Вдруг, хрустя по снегу незнакомо,
Злые люди к дому подошли.
Разбросали карточки по дому,
Снимки, что в альбомах берегли,
И потом зажжённую солому
Равнодушно к двери поднесли…
Чёрным дымом крыша вся покрылась,
Вспыхнул клён, что рос невдалеке.
Губки задрожали, покатилась
Крохотная слёзка по щеке.
Кулачонки маленькие сжала, -
Сердце быстро прыгало в груди,
К рыжему фашисту подбежала
И сказала звонко: - Уходи!
Волосёнки ветром растрепало,
Слёзы стыли возле самых век.
Треснул выстрел – девочка упала
Личиком курносым прямо в снег.
Дж.Алтаузен
«Девочка играла возле дома».
(Начинает громче звучать фонограмма)
Девушка:
В захватнических планах вермахта особое место отводилось Краснодарскому краю.
Это объяснялось, во-первых, стремлением
захватить его нефтяные и сельскохозяйственные ресурсы, а во-вторых, его
выгодным географическим положением на пути к Кавказу, через который армия
третьего рейха намеривались выйти в Иран и завоевать мировое господство.
Юноша:
Десятки тысяч мирных граждан стали жертвами неслыханных зверств и насилия.
Девушка:
Фашизм – это когда уничтожают в первую очередь самых беззащитных -
детей. Фашизм – это когда маленькие дети остаются сиротами без пищи и
крова.
Юноша:
И тогда солдатский окоп или партизанская землянка становятся их домом.
Девушка:
Война – это когда совсем юные девочки и мальчики, уже не страшась смерти, рвутся
на фронт, чтобы отомстить за погибших родных и друзей.
Юноша: Символом детского подвига для всех кубанцев
стали братья Игнатовы. Ушли в бессмертие наши земляки – кубанские дети-герои:
партизанский разведчик Юра Сазонов, подпольщики братья Леонид и Николай
Братчиковы, Ваня Масалыкин, юный
защитник Новороссийска Витя Новицкий, партизаны Ваня Климентьев, Лёня
Литвиненко, Гений Игнатов, школьники станицы Брюховецкой Елена и Виталий
Голубятниковы, расстрелянный фашистами 13-летний скрипач Муся Пинкензон.
Чтец:
Я видел седых детей…
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
В болотах лесов белорусских…
Я видел седых детей.
Пресней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых
Детей в партизанский лагерь.
В глазах заморожен крик –
Пронзительнее штыка,
И рыжий, как солнце, комбриг
Не допросил «языка».
Сказал по-русски: «Взгляни».
Тот понял и посмотрел…
Седые дети, они
Знали слово «расстрел».
Не спали среди тишины
Седые дети войны.
А.Балин
«Я видел седых детей…»
Девушка: Во время Второй мировой войны на земле
погибло 13 миллионов детей. Сколько русских, сколько евреев, сколько кубанцев?
Погибли дети – граждане мира!
Юноша:
Солдаты знали, за что умирали. А за что умирали дети?
Детский
хор: песня «Журавли».
Девушка: Солдаты знали, за что умирали. А за что
умирали дети?
Стихотворение «Варварство»:
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?-
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен
плачь, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач,
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна Любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячий и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
М.Джалиль
Юноша:
Есть и у нас в крае своя кубанская Хатынь – Михизеева Поляна. Этот небольшой посёлок
с поэтичным названием находился в Мостовском районе. Кто там побывал, тот не
может сдержать восхищение красотой местной природы. Учёные называют эти места
кубанской Швейцарией. В земных недрах здесь, как утверждают, вся таблица
Менделеева.
Девушка:
Перед войной Михизеева Поляна был очень красивым посёлком. Там была начальная
школа, клуб, магазин. Во время войны жители его продолжали свою жизнь,
трудились на совесть, хотя в посёлке
остались старики, инвалиды, женщины да дети. В 1941 году всё мужское население
ушло на фронт.
Юноша:
Вот сюда и пришли осенью 42-го года фашисты.
Просмотр
видеосюжета о зверствах фашистов на
Михезеевой поляне из документального
фильма «Свидетель обвинения».
Девушка:
60 лет назад отгремела над Кубанью война. Но раны кровоточат до сих пор. Разве
утихнет когда-нибудь боль тех, кто положил на алтарь Отечества жизни своих близких.
Юноша:
Почтим память погибших минутой молчания.
Чтец:
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребёнок! Мой и твой!
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажались,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с планеты унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари, пепелищ и от хатынской боли
Навечно! Навсегда! А не на миг.
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребёнок! Мой и твой!
Пусть мир взорвётся криком: «Нет! Не
надо!»
Мне нужен сын не мёртвый, а живой.
Детский
хор: песня «Память о войне».
Слайд - шоу к мероприятию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий