понедельник, 25 августа 2014 г.

Детство, опалённое войной.
 (Кубанская Хатынь)
Цель:
·        Воспитание у учащихся чувства глубокого уважения и благодарности к  подвигу участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.;
·        Сохранение народной памяти о простых людях, победивших фашизм;
·        Формирование милосердия, сострадания к беде другого человека;
·        Знакомство со стихами и  песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм русского солдата;
·        Знакомство с документальными фактами о судьбах  детей на войне.
Форма проведения: литературно – историческая композиция.

Оборудование: большой экран, мультимедийный проектор, ноутбук с программным обеспечением Windows XP.

Оформление: выставка «Священная война», мультимедийная презентация слайдов, плакаты,  фрагмент из кинофильма «Свидетель обвинения».

Ход мероприятия:
Ведущий: Ребята! Мы предлагаем вашему вниманию литературно – историческую композицию «Детство, опаленное войной».
Она посвящена тем людям, чьё детство совпало с тяжелыми годами Великой Отечественной войны, тем, кому на себе пришлось испытать страшные зверства фашизма. Сегодня у нас в гостях наши односельчане – дети военных лет.
Представление гостей.
Девушка: Мужеством исполнены страницы нашей Родины.
Юноша: И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов.
Девушка: Эта война самая народная и поистине самая священная из всех войн на Земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.
Юноша: Еще живут на свете люди, преподавшие этот урок всему человечеству.
Девушка: Вам, кто видел ту войну...
Юноша: Вам, кто выжил в ту войну…
Девушка: Вам, кому 64 года назад не было и 16 – ти…
Юноша: Вам, чье детство черной краской опалила война..
Вместе: Посвящается!
Утро 22 июня 1941 года  - еще спокойно жила  каждая  семья. И вдруг пришла война. Вражеской пулей оборвана жизнь отцов, матерей, детей. Особо в память врезались лица убитых детей. Запомните это навсегда!
Слайд 6.
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа?
У любой матери?
У любого отца?
А кто подсчитает, сколько детей убивает война? Ребёнок, прошедший через ужас войны, ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? А таких были тысячи. Что помнят они? Что могут рассказать? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!
Чтец:
Припомню – и горлу становиться душно,
Припомню – и сердце в груди замирает;
Гудящим пожаром, тревогой воздушной –
Так в памяти детство мое вырастает.
О детство, ты досыта горя хлебнуло!
В родимых аулах, в украинских хатах
Тебя засекали фашистские дула,
Тебя разрывали чужие гранаты.
Всё было…
И нынешним годом в наследство
Мне память приносит, ничуть не линяя,
Все раны и боли военного детства…
Я раненным детством войну проклинаю!
Раиса Ахматова «Я войну проклинаю»
Юноша: Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах… Ласково плескались волны в реках и в Чёрном море, на берегах которых расположились весёлые и шумные пионерские лагеря.
Зрели яблоки, спали дети.
( начинает громко звучать фонограмма тиканье часов).
Время отбивало последние минуты мирной жизни.

Цветок в росинках весь к цветку приник
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля спала казалось.
Кто знал, что между  миром и войной
Каких-то пять минут осталось.
С.Щипачев

Детский хор: песня «О парне»

Девушка: Дети и война. Нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете.
Юноша: Ребенок, прошедший через ужас войны, - ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Что могут рассказать?

Дети, стоящие в глубине сцены, поворачиваются лицом к залу, делают шаг вперед.

Дети (вместе): Многое!

Девочка:  Я помню, как выла зловеще сирена, рвались снаряды, падали бомбы, и мне было страшно. А папа сказал: «Родные, я ухожу на фронт!». Мы с мамой горько плакали.
Мальчик:
Кто сумел – уехали,
Как мать говорит, в чем есть.
Не помню я, что ели мы,
А помню: хотелось есть.

Девочка:
Просили, плача: «Мама, хлеба!»
А мама плакала в ответ.
И смерть обрушивалась с неба,
Раскалывая белый свет.

Мальчик:
Хлебнули мы с детства вот как
Горя, слез и работы:
В три – холод,
В семь – голод,
А в восемь – сироты!
Мы в десять – за плугом топали,
В пятнадцать – были в ремесленном,
В семнадцать  - первые токари.

Девочка: Мне было 13, жизнь только начиналась. И вдруг  - война! Я испытала и страх, и ужас, что не передать словами. В плену прошла моя юность.

Мальчик: Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.
Мальчик:
Я из детства ушел не как все,
А шагнул чрез пламя взрыва…
В молодом серебристом овсе
Мина мягкую землю вырыла.
Все:
Ушло наше детство. Исчезло. Пропало.
Давно это было, давно.
А может, и вовсе его не бывало,
А только приснилось оно?
Юноша: Что такое фашизм? Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.
Чтец:
Выбежала девочка из дома,
Маленькая, в мамином платке,
Старенькие валенки знакомо
Весело блестели вдалеке.
Топала по тропке возле дома,
Щёчки на морозе расцвели…
Вдруг, хрустя по снегу незнакомо,
Злые люди к дому подошли.
Разбросали карточки по дому,
Снимки, что в альбомах берегли,
И потом зажжённую солому
Равнодушно к двери поднесли…
Чёрным дымом крыша вся покрылась,
Вспыхнул клён, что рос невдалеке.
Губки задрожали, покатилась
Крохотная слёзка по щеке.
Кулачонки маленькие сжала, -
Сердце быстро прыгало в груди,
К рыжему фашисту  подбежала
И сказала звонко: - Уходи!
Волосёнки ветром растрепало,
Слёзы стыли возле самых век.
Треснул выстрел – девочка упала   
Личиком курносым прямо в снег.
Дж.Алтаузен «Девочка играла возле дома».
 (Начинает громче звучать фонограмма)
Девушка: В захватнических планах вермахта особое место отводилось Краснодарскому краю. Это объяснялось, во-первых,  стремлением захватить его нефтяные и сельскохозяйственные ресурсы, а во-вторых, его выгодным географическим положением на пути к Кавказу, через который армия третьего рейха намеривались выйти в Иран и завоевать мировое господство.
Юноша: Десятки тысяч мирных граждан стали жертвами неслыханных зверств и насилия.
Девушка: Фашизм – это когда уничтожают в первую очередь самых беззащитных   -    детей. Фашизм – это когда маленькие дети остаются сиротами без пищи и крова.
Юноша: И тогда солдатский окоп или партизанская землянка становятся их домом.
Девушка: Война – это когда совсем юные девочки и мальчики, уже не страшась смерти, рвутся на фронт, чтобы отомстить за погибших родных и друзей.
Юноша: Символом детского подвига для всех кубанцев стали братья Игнатовы. Ушли в бессмертие наши земляки – кубанские дети-герои: партизанский разведчик Юра Сазонов, подпольщики братья Леонид и Николай Братчиковы,  Ваня Масалыкин, юный защитник Новороссийска Витя Новицкий, партизаны Ваня Климентьев, Лёня Литвиненко, Гений Игнатов, школьники станицы Брюховецкой Елена и Виталий Голубятниковы, расстрелянный фашистами 13-летний скрипач Муся Пинкензон.
Чтец:
Я видел седых детей…
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
В болотах лесов белорусских…
Я видел седых детей.
Пресней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых
Детей в партизанский лагерь.
В глазах заморожен крик –
Пронзительнее штыка,
И рыжий, как солнце, комбриг
Не допросил «языка».
Сказал по-русски: «Взгляни».
Тот понял и посмотрел…
Седые дети, они
Знали слово «расстрел».
Не спали среди тишины
Седые дети войны.
А.Балин «Я видел седых детей…»

Девушка:  Во время Второй мировой войны на земле погибло 13 миллионов детей. Сколько русских, сколько евреев, сколько кубанцев? Погибли дети – граждане мира!
Юноша: Солдаты знали, за что умирали. А за что умирали дети?

Детский хор: песня «Журавли».

Девушка: Солдаты знали, за что умирали. А за что умирали дети?
Стихотворение «Варварство»:
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?-
И хочет вырваться из рук ребёнок,
 И страшен плачь, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач,
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна Любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячий и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
М.Джалиль
Юноша: Есть и у нас в крае своя кубанская Хатынь – Михизеева Поляна. Этот небольшой посёлок с поэтичным названием находился в Мостовском районе. Кто там побывал, тот не может сдержать восхищение красотой местной природы. Учёные называют эти места кубанской Швейцарией. В земных недрах здесь, как утверждают, вся таблица Менделеева.
Девушка: Перед войной Михизеева Поляна был очень красивым посёлком. Там была начальная школа, клуб, магазин. Во время войны жители его продолжали свою жизнь, трудились на совесть,  хотя в посёлке остались старики, инвалиды, женщины да дети. В 1941 году всё мужское население ушло на фронт.
Юноша: Вот сюда и пришли осенью 42-го года фашисты.

Просмотр видеосюжета о зверствах  фашистов на Михезеевой поляне  из документального фильма «Свидетель обвинения».





Девушка: 60 лет назад отгремела над Кубанью война. Но раны кровоточат до сих пор. Разве утихнет когда-нибудь боль тех, кто положил на алтарь Отечества  жизни своих близких.
Юноша: Почтим память погибших минутой молчания.
Чтец:
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребёнок! Мой и твой!
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажались,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с планеты унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари, пепелищ и от хатынской боли
Навечно! Навсегда! А не на миг.
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребёнок! Мой и твой!
Пусть мир взорвётся криком: «Нет! Не надо!»
Мне нужен сын не мёртвый, а живой.


Детский хор: песня «Память о войне».

Слайд - шоу к мероприятию.
































Комментариев нет:

Отправить комментарий